Школа по уходу за недоношенными

Программа занятий Школы для родителей недоношенных детей.

Занятие № 1.

Тема: Понятие недоношенности.

План занятий:

  1. Недоношенные дети.

  2. Причины недоношенности.

  3. Как выглядят недоношенные дети?

  4. Незрелость органов и систем.

  5. Рождение недоношенного ребенка и его выхаживание в медицинском учреждении.

Реквизит -буклеты.

Недоношенные дети – это малыши, родившиеся раньше срока (ранее 37 недель) и имеющие массу тела менее 2,5 кг. Частота рождения недоношенных детей составляет в среднем около 8% (по различным данным от 6 до 14%).

Специалисты выделяют 3 группы недоношенных:

недоношенные с низким весом (от 1,5 до 2,5 кг);

недоношенные с очень низким весом (от 1,0 до 1,5 кг);

недоношенные с экстремально низким весом (менее 1 кг).

По стандартам ВОЗ (всемирной организации здравоохранения) потенциально жизнеспособными считаются малыши, родившиеся с весом более 500г при сроке беременности не менее 22 недель. При этом младенец самостоятельно должен сделать хотя бы один вдох.

В наше время недоношенных младенцев рождается все больше и больше, и причины тому следующие:

• генетические болезни плода,

• многоплодная беременность,

• курение и алкогольная зависимость беременной,

• маловодие или же, например, многоводие при беременности,

• ранее старение плаценты,

• воспаление яичников и матки,

• инфекционные болезни в период беременности,

• физические, а также психологические травмы.

Недоношенность не следует путать с незрелостью. Незрелыми считаются дети, которые были рождены в срок, но имеют признаки недоношенности (массу тела менее 2,5 кг, рост менее 45 см, недостаточно развитую подкожно-жировую клетчатку, морщинистую кожу, пушок лануго на участках тела).

Внутренние органы недоношенных младенцев достаточно развиты, но дыхательная система, желудочно-кишечный тракт, сердечно-сосудистая и выделительная системы работают на пределе возможностей. У подавляющего большинства недоношенный детей отмечается незрелость нервной системы, слабый иммунитет и неустойчивая терморегуляция. Мышечный тонус у таких малышей снижен, крик слабый (или писк), глотательный и сосательный рефлексы могут быть выражены слабо или вовсе отсутствовать (в зависимости от срока беременности).

В первую очередь, педиатры обращают внимание на становление функции дыхания. В легких недоношенного малыша вырабатывается недостаточно специального вещества — сурфактанта, которое помогает им полноценно функционировать: препятствует спадению альвеол и обеспечивает нормальный газообмен. Нехватка сурфактанта может вызывать различные нарушения дыхания — от легкого синдрома дыхательных расстройств до тяжелого заболевания, при котором самостоятельное дыхание невозможно, и требуется искусственная вентиляция легких.

Еще одно состояние, которое встречается у новорожденных детей, это физиологическая желтуха. Но у недоношенных детей желтуха бывает более выраженной и длительность ее больше, чем у доношенных малышей, что в ряде случаев требует лечения. Связано это с функциональными особенностями и незрелостью ферментов печени.

У всех недоношенных детей имеется повышенный риск развития различных нарушений зрения, и поэтому оценка зрительных функций и последующее наблюдение окулистом является необходимым. У детей, родившихся с массой тела 1500 граммов и меньше, часто развивается ретинопатия недоношенных — серьезное заболевание, которое является наиболее частой причиной потери зрения в младенческом возрасте. Ретинопатия недоношенных развивается в связи с ростом патологических кровеносных сосудов в сетчатке глаза. В развитии этого заболевания играют роль несколько факторов. Глаз у плода начинает развиваться приблизительно на 16й неделе гестации, когда начинают формироваться кровеносные сосуды сетчатки. Кровеносные сосуды медленно растут в направлении краев сетчатки, снабжая ее кислородом и обеспечивая питанием. Особенно важными для развития глаза у плода в этом отношении являются последние 12 недель беременности. Однако если ребенок родился раньше срока, до того как кровеносные сосуды достигли краев сетчатки, нормальный рост сосудов может прекратиться, и в этом случае периферия сетчатки может испытывать недостаток кислорода и питательных веществ. Как следствие начинается патологическое разрастание сосудов, которые, однако, не распространяются по сетчатке, а образуют вал. Соединительная ткань начинает расти внутрь стекловидного тела. Натяжение вдоль тяжей соединительной ткани, которые идут в стекловидное тело, может привести к отслойке сетчатки.

Периодическая оценка слуха является обязательной для недоношенных детей. Современные объективные методы диагностики слуховой функции (регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов — КСВП; регистрация различных классов отоакустической эмиссии — ОАЭ) позволяют очень рано выявлять слуховые потери и, следовательно, своевременно начинать программы помощи детям с нарушенным слухом. Причины нарушения слухового анализатора у недоношенных детей многофакторны. В первую очередь они связаны с глубокой морфофункциональной незрелостью ребенка. Кроме того, незрелость в сочетании с ишемическими поражениями центральной нервной системы, воздействием акустической травмы (на отделениях реанимации она неизбежна за счет аппаратных шумов), применением медикаментозных препаратов с ототоксическим эффектом и нередко развивающейся у недоношенных гипербилирубинемией определяет высокую вероятность развития сенсоневральной тугоухости . Одним из видов патологии слуховой системы является слуховая нейропатия. При таком виде повреждения слуха остаются сохранными рецепторные клетки внутреннего уха, а нарушается проведение нервных импульсов по слуховому нерву.

В связи с тем, что у недоношенного ребенка существует предрасположенность застойных явлений во внутренних органах, особенно в легких, и опасность возникновения заболевания легких, его необходимо чаще брать на руки или менять положение в кроватке во время сна.

К моменту рождения недоношенного ребенка его нервная система еще не сформировалась для внеутробного существования. Поэтому таких детей необходимо ограждать от чрезмерных внешних раздражителей: громкой музыки, криков, громких разговоров, резких перемен положения тела и даже чрезмерного света (ярких солнечных лучей или электрического света вблизи глаз ребенка).

В первые недели жизни ребенка основное внимание нужно обращать на его двигательную активность во время сна. В этот период ребенок спит почти все время. Однако природа не может допустить такого безделья. И вот в дыхание спящего младенца периодически вплетается фаза длительного выдоха. Возникает дефицит кислорода, своеобразный «пусковой механизм» двигательной активности. Происходит рефлекторное подрагивание. В результате 50—60 % времени спящий ребенок проводит фактически в движении. Беда в том, что этому препятствует тугое пеленание. Не препятствовать двигательной активности спящего малыша — к этому сводится первый совет.

Вся двигательная активность ребенка должна осуществляться не по принуждению, а благодаря интересу к этой активности. В первые недели жизни такой интерес стимулируют двигательные рефлексы, вызванные раздражением подошв, пяток, пальцев, ладошек. Важно с первых недель жизни способствовать свободному развитию способностей малыша, помогая ему самостоятельно проявлять свою активность.

Малыш, рожденный раньше срока, нуждается не только в опытных и грамотных врачах и медсестрах, но также в любви и заботе мамы и папы. Выхаживание недоношенного — это процесс трудоемкий и долгий. Но у недоношенного ребенка есть все шансы со временем догнать своих сверстников, и в дальнейшем не отличаться от них. по психическому и моторному развитию.

Как выглядят недоношенные дети ?

Внешний вид недоношенных малышей может значительно отличаться от детей, рожденных в срок. Ножки у них кажутся короткими, в сравнении с телом. Голова непропорционально большая (примерно 1/3 длины тела), швы между костями черепа часто открыты, роднички больших размеров. Ушные раковины мягкие. Слабо выражена подкожно-жировая клетчатка, кожа морщинистая, легко собирается в складки, на туловище недоношенного младенца много смазки. В области спины, плеч и на лице присутствует пушок (лануго). Ногти не сформированы до конца и не достигают кончиков пальцев. Пупок у недоношенного ребенка расположен довольно низко. У мальчиков зачастую яички не опущены в мошонку, у девочек недоразвиты половые губы и половая щель «зияет».

Рождение недоношенного ребенка и его выхаживание в медицинском учреждении.

При преждевременных родах соблюдается принцип минимизации травматизма, поэтому часто выполняют эпизиотомию. Такие роды происходят быстрее обычных. Тактика по отношению к ребенку зависит от срока беременности, на котором он родился и от его веса. Если кроха появился на свет намного раньше срока и не способен самостоятельно дышать, то его помещают в реанимацию для новорожденных, подключают к аппарату искусственной вентиляции легких. Питание таких крох осуществляется через зонд, так как сосательный рефлекс у них еще не развит. Вскармливание недоношенного малыша может вызвать некоторые проблемы, так как дети, родившиеся раньше срока, плохо усваивают питание. Кормить маловесных новорожденных начинают буквально по каплям, постепенно увеличивая объем.

После того, как недоношенный ребенок начинает лучше удерживать тепло, способен самостоятельно дышать, и ему не требуется проведение интенсивной терапии, он может быть переведен из родильного дома на 2-ой этап выхаживания в специализированное отделение для недоношенных детей.

Если состояние недоношенного малыша не такое тяжелое, и он может самостоятельно дышать и питаться, его помещают в специальный кювез, где поддерживается оптимальная температура и влажность воздуха. Недоношенные детки не могут самостоятельно регулировать температуру тела, поэтому такая специальная «камера» им просто жизненно необходима. Для обеспечения нормального дыхания в кювезы подается подогретый кислород.

Недавние исследования показали, как положительно влияет нахождение матери в непосредственной близости с недоношенным дитем. В случае если уложить ребенка на грудь матери, то ее тепло не только согревает малыша, кроме этого у него приходит в норму сердцебиение и дыхание. К такому способу возможно прибегнуть, когда младенцу еще требуется искусственное поддержание температуры тела и дыхания, но его состояние в общем на данный момент пришло в норму.

Занятие № 2.

Тема: Уход за недоношенным ребенком дома.

План занятий:

  1. Выписка домой.

  2. Как создать дома условия для выхаживания недоношенного малыша?

  3. Режим температуры для недоношенных малышей.

Дома с «особенным» младенцем.

Если при рождении недоношенный ребенок имеет массу тела более 2,3 кг и состояние здоровья не вызывает опасений у врачей, то вас с малышом могут выписать уже через 7-8 дней после родов.

В остальных случаев выписка происходит тогда, когда ребенок уже умеет самостоятельно сосать, уверенно набирает вес, может самостоятельно поддерживать температуру тела и состояние его здоровья уже не вызывает опасений. Родителям таких малышей нужно помнить, что они требуют особого ухода и немного отстают в физическом развитии от сверстников, рожденных в срок. Однако, если у ребенка нет выраженной неврологической патологии, то в умственном развитии недоношенные дети ничем не отличаются от других.

У части родителей сильный страх утраты ребенка остается доминирующим в отношениях с малышом. Родители могут относиться к своему ребенку как к больному, чрезмерно опекать его. Все возникающие трудности могут восприниматься как последствия недоношенности и связанных с ней проблем. Постоянное ожидание чегото нехорошего, опасного, что может случиться с ребенком, формирует довольно высокий уровень тревоги. Иногда постоянная тревога приводит к «психологическим срывам» у родителей. Все это может явиться риском для развития младенца. В этом случае родителям может понадобиться помощь психолога.

Как создать дома условия для выхаживания недоношенного малыша?

Как обустроить помещение для недоношенного малыша?

Для выхаживания недоношенного новорожденного исключительно важное значение имеют санитарное содержание комнаты, где его помещают, а также строгое соблюдение правил личной гигиены матерью и другими лицами, которые привлекаются к уходу за ребенком. Для недоношенного младенца отводится самая светлая, сухая и теплая комната или часть ее. Помещение освобождают от лишних вещей, регулярно проветривают, в холодный период по 3-4 раза в день, в теплое время года окна остаются открытыми целый день. При проветривании комнаты в холодные дни ребенка необходимо вынести в другое помещение.

Постель для недоношенного ребенка удобно устроить в небольшой корзинке, обшив её предварительно тканью, чтобы хорошо сохранялось тепло, либо в специальной люльке с креплениями к кроватке, которая продается как в комплекте с матерчатыми кроватками, так и отдельно.

Если кроха родился значительно раньше срока и длительно находился в реанимации и палате интенсивной терапии, то в этой категории малышей существует риск возникновения апноэ (остановки дыхания), которая вызвана незрелостью регуляции дыхания. Поэтому будет оптимально, если вы приобретете специальный контроллер дыхания или специальный матрац, который учитывает наличие дыхательных движений у ребенка, и подает сигнал при их отсутствии.

Недоношенных деток следует беречь от контактов с больными членами семьи и другими лицами. Недопустимо с таким малышом посещать магазины, кино, ездить на различных видах общественного транспорта. Лица, страдающие острыми и хроническими заболеваниями носоглотки, гнойничковыми кожными и другими заразными болезнями, отстраняются от ухода за недоношенными новорожденными малышами.

Режим температуры для недоношенных малышей.

В течение первых двух месяцев жизни большинство недоношенных новорожденных нуждаются в более высокой температуре окружающей среды, чем в обычных случаях. Для детей с массой тела при рождении от 2 до 2,5 кг., температура в комнате должна быть в пределах 22-23°С; от 1,5 кг до 2 кг - около 23-24°С, а с массой тела менее 1,5 кг - не ниже 24°С.

Самым ощутимым стимулом мышечной активности малыша является разница температур его тела и окружающей среды. Чем больше эта разница, тем активнее мышечный тонус, обеспечивающий нормальное развитие. Разумеется, разница температур должна быть ограничена рамками физиологического, адаптивного стресса. Каждая мать, распеленав ребенка, чувствует под рукой напряжение его мышц. Как только напряжение спало, воздушную ванну следует прекратить. Именно тонус мышц регламентирует длительность закаливающих процедур. Поначалу у физиологически незрелого ребенка этот период не превышает 5—10 с, у зрелого порой достигает 60 с.

Опасность охлаждения недоношенного малыша возникает при купании, во время ежедневного туалета, в процессе прогулки на свежем воздухе, особенно в холодное время года. Учитывая это, переодевание и туалет новорожденного необходимо производить по возможности очень быстро и желательно вблизи электрического нагревателя.

Купают ребенка в кипяченой воде, нагретой до 37-37,5°, при этом, температура в помещении непосредственно должна быть не ниже температуры воды. Время купания недоношенных малышей составляет примерно 4-5 минут, с момента погружения ребенка в воду.

Длительность купания детей, родившихся с весом до 1,5 кг, составляет около 2-3 минут. После ванны, малыша заворачивают в теплую пеленку, оставляя включенным обогреватель, а затем одевают в теплое белье.

Гигиенический уход за кожей, глазами, ушками и полостью рта осуществляется по тем же правилам, что и у доношенных детей.

Перегревание ему так же вредно, как и переохлаждение. Признаком переохлаждения является более холодный, чем все тело, нос, перегревания — появление капелек пота на лбу, около ноздрей.

Занятие № 3.

Тема: Уход за недоношенным ребенком дома (продолжение).

План занятий:

  1. Как необходимо одевать недоношенных малышей в комнате?

  2. Прогулки на свежем воздухе с недоношенными малышами.

  3. Как необходимо одевать недоношенных малышей на прогулку?

Как необходимо одевать недоношенных малышей в комнате?

В помещении младенца одевают в обычную распашонку и теплый флисовый комбинезончик, а затем укрывают байковым одеялом или пледом, заправляя концы его под матрац, голову оставляют открытой.

Глубоко недоношенных детей согревают при помощи грелок, которые располагают по бокам и у ног (их ни в коем случае нельзя класть сверху). Грелка заполняется горячей водой (60-65°С) наполовину. Через каждые 3 часа грелки меняют, контролируя температуру под одеялом и в слоях белья, она должна быть на уровне 30-32°С). Ежедневно грелки тщательно моют горячей водой с мылом. Для лучшего согревания можно между распашонкой и кофточкой положить слой ваты. Ватой иногда полезно обложить ноги недоношенного малыша, осторожно укрепив ее бинтами. Можно сделать одеяло из ваты, если вложить ее в наволочку рыхлым слоем. Такое легкое одеяло не стесняет дыхания ребенка и хорошо прилегает к телу.

Начиная с двухмесячного возраста для согревания недоношенного ребенка допустимо поверх распашонки надевать вязаную шерстяную кофточку с длинными рукавами. Удобны также кофточки из бумазеи с зашитыми рукавчиками и пришитым чепчиком. Под кофточку надевается тонкая распашонка, необходим и подгузник.

Однако чрезмерное укутывание ребенка может стать причиной перегревания. Младенец становится беспокойным, лицо у него краснеет, температура повышается до 37,5-38°С. Если развернуть перегревшегося ребенка, через 10-15 минут температура тела понижается до нормальной. При каком-либо заболевании повышенная температура стойко удерживается в подобной ситуации, тогда следует немедленно обратиться к врачу.

Прогулки на свежем воздухе с недоношенными малышами.

Вопрос о прогулках на свежем воздухе решается индивидуально. Прогулки с недоношенными малышами допустимы летом, осенью и весной. В зимние дни их следует проводить с большой осторожностью и начинать при температуре -2, -3° С, если ребенок достиг веса 2,5-3 кг.

В весенне-летний сезон, недоношенных малышей допускается выносить на прогулку после достижения ими веса не менее 2100-2200 граммов, в возрасте от 3 до 4 недель. Длительность первой прогулки составляет зимой от 10-15 минут, и от 20-30 минут летом. Постепенно продолжительность ее увеличивают до часа в холодное время года и до 2 часов в летний период. В течение дня прогулку желательно повторять 2-3 раза. Зимой рекомендуются прогулки при температуре не ниже -10°С и при безусловном отсутствии ветра.

Во время прогулки необходимо внимательно следить за состоянием младенца. Если лицо его становится бледным или синюшным, нарушается дыхание, появляется беспокойство, прогулку стоит немедленно прекратить.

Как необходимо одевать недоношенных малышей на прогулку?

В холодный сезон малыша тепло одевают поверх белья, теплого бодика и ползунов, его укутывают в теплое одеяло, а затем вкладывают в меховой мешок с капюшоном или заворачивают в ватное одеяло. На голову надевают теплую шапочку. В теплые дни малыша одевают в распашонку, затем в бодик либо флисовый комбинезончик, а затем в кофточку. Лицо оставляют открытым во время прогулки, как летом, так и зимой.

Занятие № 4.

Тема: Уход за недоношенным ребенком дома (продолжение).

План занятий:

  1. Выкладывание недоношенных малышей на животик.

  2. Массаж для недоношенных малышей.

  3. Игрушки для недоношенных малышей.

  4. Измерение роста и веса недоношенного малыша.

Выкладывание недоношенных малышей на животик.

В конце первого месяца жизни недоношенных детей, если масса их тела достигает 1,5 кг, можно класть на животик. Для этого используется кусок ровной чистой фанеры, обтянутый клеенкой. Перед процедурой клеенку покрывают пеленкой. Сначала ребенка кладут на живот 3 раза в день на 2 минуты за 15 минут до кормления. Постепенно длительность сеанса доводят до 10-15 минут. Ребенка одевают в теплую распашонку и рыхло пеленают, чтобы не стеснялись движения ног, руки остаются свободными. Выкладывание на живот очень полезно, так как улучшает тонус мышц туловища и конечностей, работу кишечника, способствует освобождению последнего от лишних газов, предупреждает возникновение пупочной грыжи.

Массаж для недоношенных малышей.

Со второго месяца жизни недоношенным детям, при массе тела 1,7 кг- 1,8 кг, начинают делать массаж живота. Мать массажирует живот ребенка круговыми движениями, чередуя их с движениями сверху вниз и обратно. Массаж выполняют чистыми, теплыми и сухими руками, освобождая их предварительно от колец. После полутора месяцев, или с 2 месяцев, если ребенок родился с весом, ниже 1,5 кг, можно начинать несложные гимнастические упражнения: сгибание и разгибание кистей и стоп, рук и ног, отведение и приведение конечностей. Гимнастические упражнения надо проводить на твердой ровной поверхности, покрытой пеленкой.

В 3-4 месяца ребенка учат ползать, для этого подставляют ладони к подошвам малыша, лежащего в манеже на животе. На короткое время малышу позволяют в вертикальном положении упираться ногами. С 4-5-месячного возраста ребенок может ухватиться за пальцы взрослого и попытаться подтянуться или сесть.

Игрушки для недоношенных малышей.

Примерно с 1-1,5 месяцев над детской кроватью на расстоянии 60-70 см от глаз младенца подвешивают яркие игрушки, если при рождении масса тела составляла более 2 кг. Если же ребенок родился с массой 1,5 кг -2 кг, игрушки подвешивают через 1,5-2 месяца, для более недоношенных деток - через 2-2,5 месяца. Игрушки способствуют развитию зрительного сосредоточения, благоприятно влияют на совершенствование функций нервной системы.

Измерение роста и веса недоношенного малыша.

Необходимо раз в месяц (в день рождения малыша) измерять рост, вес, окружность головы и груди малыша. Результаты измерений записываются в медицинской карте малыше, а также в мамином личном блокнотике. Взвешивают ребенка в детской консультации на специальных весах. Рост измеряют ростомером, окружность головы и груди - сантиметровой лентой.

Занятие № 5.

Тема: Уход за недоношенным ребенком дома (продолжение).

План занятия:

  1. Питание недоношенных детей.

  2. Прибавки веса у недоношенных детей.

  3. Когда недоношенные малыши догоняют своих сверстников?

Питание недоношенных детей.

Грудное молоко – оптимальное питание для любого ребенка, и особенно для недоношенного. Состав молока у женщин, которые родили младенцев раньше срока, отличается – оно богаче белками и более калорийно. Полиненасыщенных жирных кислот в нем больше, также оно содержит много ферментов (например, липазы, которая отвечает за усвоение жиров). Грудное молоко содержит особые иммуноглобулины, которые помогают иммунитету крохи противостоять инфекциям. Также в молоке мамы есть вещества, способствующие адаптации пищеварительной системы. Кормить недоношенного ребенка лучше по требованию (но не реже чем через 2-3 часа). Если кроха не берет грудь или сосет слабо и быстро устает, то его придется кормить сцеженным молоком. Если малыш сосет грудь, то будьте готовы к тому, что процесс будет длительным, малыш будет уставать, засыпать, просыпаться и снова сосать. Не отрывайте ребенка от груди, пока он сам ее не бросит. Используйте прием «кожа к коже», чтобы стимулировать у крохи сосательный рефлекс и улучшить лактацию.

Если лактацию вам наладить не удалось, то кормить малыша нужно будет специальными высококалорийными смесями.

У недоношенных детей может развиться малокровие, выражающееся бледностью кожи, особенно ушных раковин, вялостью, снижением уровня гемоглобина. Предупреждать его появление необходимо с первого месяца жизни. С этой целью недоношенным дают соки: яблочный, абрикосовый, черносмородинный, морковный, лимонный, назначают пивные дрожжи.

Прибавки веса у недоношенных детей.

В среднем недоношенный младенец прибавляет по 90-120 грамм в неделю. К третьему – четвертому месяцу жизни вес крохи должен удвоиться, а к полугоду – утроиться. Такие темпы отличаются от обычных. Для сравнения доношенный ребенок утроить вес должен только к году. Показатель массы тела очень важен для недоношенных детей, поэтому оптимально чтобы вы имели дома электронные детские весы. Нужно учитывать тот факт, что вес ребенка не начнет увеличиваться до тех пор, пока его состояние не стабилизируется.

Когда недоношенные малыши догоняют своих сверстников?

Естественно, что у таких детей поначалу несколько отстает физическое и психомоторное развитие. Они на 0,5—2 месяца позже начинают рассматривать игрушки, прислушиваться к обращенной к ним речи, гулить, улыбаться, позже начинают поворачиваться со спины на живот и обратно, сидеть и ходить. У них на 1—4 месяца запаздывает речь.

Многие недоношенные детки догоняют своих сверстников в физическом развитии к 12-13 месяцам, другие же - только к 2-3 годам. История знает много примеров, когда дети, родившиеся недоношенными, стали впоследствии выдающимися личностями (А. С. Пушкин, В. Гюго, Ч. Дарвин, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо).